Есть новости
для редакции?
Звоните
8 (34241) 98-188
Пишите на
vashyspex2014@yandex.ru
«Увидеть человека в человеке»
«Никогда в своей жизни не мечтал быть педагогом, – говорит Александр Баранов, директор Чайковского индустриального колледжа. – И нисколько не жалею, что однажды поступил в пединститут».
Минус два вуза
Путь Александра Леонидовича в профессию был весьма витиеватым.
–
У меня не было приоритетов в том, кем быть, –
делится он. – Я учился, занимался спортом, влюблялся, ходил на дискотеки. Жил как обычный советский парень.
В 1981 году, окончив 10 классов школы поселка Суксун, Александр Баранов приехал поступать в Чайковский институт физической культуры. В приемной комиссии молодому человеку сказали, что медицинская справка, полученная в родном поселке, не подходит, нужна другая. А так как на тот момент Александр чувствовал себя не совсем здоровым, то выйдя на улицу, он спросил у первого встречного, как дойти до речного вокзала, и уехал домой. Там молодой человек поступил работать на оптико-механический завод учеником слесаря-инструментальщика. В те времена это была довольно распространенная практика.
–
У меня был замечательный наставник, – вспоминает Александр Леонидович. –
Он был педагогом по призванию. Обучал меня, используя метод проблемного обучения, даже не зная таких слов. Он не читал длинных лекций, давал вводную информацию и дальше я пошагово выполнял работы в зоне своего ближайшего развития. И не было ступора, что я ничего не понимаю, как это часто бывает сейчас у детей. На заводе я получил второй разряд, отучился от военкомата на водителя и ушел в армию.
«МНЕ ПО ЖИЗНИ ВСТРЕЧАЛОСЬ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ С ЯРКО-ВЫРАЖЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ»
Отслужив два года в беспилотной авиации в прибалтийском городе Мадона, юный Александр Баранов захотел продолжить образование.
– Я никогда не был отличником, но мне всегда нравилось учиться, – говорит он про себя.
Поэтому Александр взял документы и поехал в Пермь поступать в сельскохозяйственный институт на факультет строительства. В приемной комиссии его опять развернули, сказав, что в документах не хватает военного билета. Возвращаясь домой, Александр встретил одноклассника. Тот учился в педагогическом институте и со словами «У нас замечательные девчонки» пригласил его присоединиться. Вскоре друзья вместе отправились в Пермь.
– Я зашел в общежитие, там отмечали день рождения у кого-то со второго или третьего курса,
– вспоминает Александр Леонидович. – И мне так понравились девчонки, что я подумал: мое место здесь. Так, абсолютно не мечтая быть педагогом, я пришел в профессию.
Позже в разговоре он упомянул, что его окружало много родственников-преподавателей, среди них тетка, родная и двоюродная сестры. «Может, это подспудно толкнуло меня на педагогическое поприще» – с улыбкой сказал он.
Как и одноклассник, Александр Баранов поступил на биолого-химический факультет. Для этого ему пришлось самостоятельно изучить школьный курс химии. В первый год обучения в институте он прошел всю школьную программу, устранив имеющиеся пробелы в образовании, и в итоге окончил институт с красным дипломом.
– Это было несложно, – говорит он. – В самообразовании кроется большой ресурс.
Из института он увез домой не только диплом, но и жену со специальностью биолога-химика. С тех пор, как они вместе, прошло более 30 лет.
«Я ПОМНЮ ВРЕМЯ, КОГДА В ОБРАЗОВАНИИ САМЫМ ГЛАВНЫМ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»
Суксун – Чайковский
После окончания учебы Александра Леонидовича вместе с женой распределили в Суксун, где на двоих им дали всего лишь полторы ставки. Такая нагрузка показалась молодым специалистам слишком маленькой, да и с жильем были проблемы: служебное не давали, а с родителями жить не хотелось. Тогда Александр пошел в департамент образования и поинтересовался: куда можно поехать работать? Так они с супругой оказались в Чайковском, где биологи-химики были нужны и жилье предоставляли.
В 1989 году Александр Баранов пришел работать в школу №12, которая тогда только открылась в здании бывшего мелиоративного техникума. Ее возглавлял молодой директор Олег Иванов, с которым они были почти ровесниками.
– Коллектив был чудесный, до сих пор нежнейшие чувства ко всем испытываю, – говорит Александр Леонидович. – Мы создали школу буквально с нуля, денег не было, но нам удалось сформировать необходимую инфраструктуру, родители учеников помогали.
«ШКОЛА НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ ДОЛЖНА БЫТЬ, А ДЛЯ РЕБЕНКА. ЧТОБЫ ОН СОСТОЯЛСЯ В ЖИЗНИ»
В общей сложности он проработал в школе №12 пятнадцать лет: 5 – учителем химии, 5 – заместителем директора по методической работе, и 5 – директором школы.
–
Как из учителя Вы стали руководителем?
– У меня отец был педагогом по призванию, я очень любил его и люблю. Он говорил: «Саша, не надо бояться новых дел. Появляется возможность – нужно пробовать». Именно так из школьного учителя я и стал директором.
– А как Вы оказались в Чайковском индустриальном колледже?
– Летом 2003 года мне поступило два предложения: пойти работать в ИТЦ к газовикам и возглавить педагогическое училище с профессиональным отделением, так как предыдущий руководитель ушел из жизни. Помню, это был сложный выбор, даже думал отказаться от всех предложений. Но мне хотелось развития и чего-то нового. В итоге педагогического во мне оказалось больше, поэтому я пошел работать сюда.
«У НАС В ОБРАЗОВАНИИ, НАЧИНАЯ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ, НАРУШЕНО ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. ОТСЮДА МНОГО ПРОБЛЕМ, ГЛАВНАЯ: ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ, ОН ХОЧЕТ ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ»
В августе этого года исполнится двадцать лет, как Александр Леонидович руководит образовательным учреждением среднего профессионального звена. За это время учебное заведение значительно увеличило свои площади, расширило направления деятельности и сменило название.
«ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ВОСПИТАНИЯ НЕ БЫВАЕТ. ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕН, ЧТО ОСНОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ, А ЧЕРЕЗ ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»
Однако этого могло и не случиться. Буквально через год после начала работы на новом месте из-за снижения числа учащихся в средних профессиональных учреждениях краевое министерство образования задумало провести реорганизацию педагогического училища с профессиональным отделением. Проще говоря – закрыть, а студентов перераспределить по другим учебным заведениям.
Такой вариант развития событий не устроил молодого директора. Хорошенько подумав, он вместе с коллективом предпринял ряд действий, чтобы доказать целесообразность существования училища. И им удалось убедить руководство. Тогда и началось развитие Чайковского индустриального колледжа.
Про успех
– Успех в жизни – это когда ты с удовольствием идешь на работу и с удовольствием возвращаешься домой, – говорит Александр Баранов. – Когда есть любимая жена, дети, которые как-то устроены в этой жизни. Когда у тебя складываются не только семейные отношения, но и рабочие. Когда к тебе относятся уважительно.
– Что Вам помогает достигать успеха?
– Мой рецепт очень простой: работай с полной отдачей. Тогда успех, безусловно, придет.
«У УПРАВЛЕНЦЕВ ОДНО ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВ – ЭНЕРГИЯ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ ПОНИМАТЬ, ЗНАТЬ, НО ЕСЛИ НЕТ ЭТОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МОЩИ, НИЧЕГО У НЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ»
– Откуда берете энергию?
– Я люблю заниматься физической культурой. Живу у леса, поэтому практикую скандинавскую ходьбу. Хожу много и быстро.
«УСПЕХ В ЖИЗНИ – ЭТО РАДОВАТЬСЯ ТЕКУЩЕМУ МОМЕНТУ, ИМЕТЬ ПОНИМАНИЕ КОЛЛЕГ И БЛИЗКИХ, И ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ТОГО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ»