Есть новости
для редакции?
Звоните
8 (34241) 98-188
Пишите на
vashyspex2014@yandex.ru
«Творить без внешних заданий»
«Находиться в креативном поле, где тебя обуревают внутренние стимулы, –
вот
мой код успеха» – говорит Валерий Конев, руководитель актерского курса в Чайковском музыкальном училище.
Будучи режиссером по образованию, Валерий Анатольевич уже сорок лет занимается преподавательской деятельностью, восемнадцать из них возглавляет актерский курс в Чайковском.
– Мне нравится провоцировать развитие заложенных природой качеств, – говорит он. – Актерский тренинг универсален, он учит не только актерству. Он развивает общечеловеческие качества – память, воображение, волю, чувство пространства, коммуникабельность, понимание другого человека. Мне нравится наблюдать, как у студентов проявляются хорошие жизненные качества. Это и есть педагогика. Открывать человека. Развивать индивидуальность. Без насилия помогать ему найти свой путь в творчестве. Это помогает моим студентам, даже если они не становятся потом актерами.
– А чем привлекает Вас режиссерская деятельность?
– Режиссура – это уже художественное начало. Когда на основе какой-то истории ты создаешь миры, персонажей. Я всегда работал не только как режиссер, но и как сценограф. А это значит, что декорациями и оформлением сцены занимался сам. В этом очень много творчества и мне это нравится! Только один или два раза в моих спектаклях был приглашенный художник.
Между двух миров
Так сложилось, что жизнь Валерия Конева развивалась не только в двух профессиональных плоскостях – режиссура и педагогика, но и в двух городах: Чайковский и Пермь.
В разные годы своей жизни он то преподавал в учебных заведениях Перми, то ставил спектакли в Чайковском театре. То работал диктором радио и телевидения, то снова возвращался в педагогику. Так случилось в 2005 году, когда он согласился возглавить актерский курс в Чайковском. В 2011 году при активной поддержке директора – Розалии Ахнафовны Болтаевой – в Чайковском музыкальном училище появился Новый театр (студенческий). А в этом году он открыл свои двери жителям города и успел полюбиться им.
– Каждое поколение студентов привносит что-то свое в театр, свое видение, и я меняюсь вместе с ними, – говорит Валерий Конев. – Это такая радость! Ты не стареешь душой, потому что постоянно общаешься с молодежью. Ты каждый раз учишься их понимать, находить с ними общий язык, сотрудничать.
Постановки в Новом театре во многом самостоятельная работа студентов-старшекурсников – их в группе четырнадцать человек. Ребята сами выбирают авторов пьес, пишут сценарий, распределяют роли, организуют сценическое пространство.
– Наш театр – это прекрасная база для практики, – поясняет Валерий Анатольевич. – Это позволяет студентам уже во время обучения почувствовать модель будущей работы. Пройти цепочку от зарождения замысла спектакля до его реализации, чтобы понять всю логику и последовательность работы над ролью, в целом над спектаклем, к требованиям. И я склоняюсь к тому, чтобы будущие актеры обязательно занимались элементами режиссуры. Это делает их наиболее сильными и защищенными в профессиональной жизни, потому что не известно, как она у них повернется. Ведь актер – это самая зависимая профессия. Я хочу, чтобы они были готовы к разным переменам в жизни, поэтому практикую режиссуру.
«РЕЖИССУРА – ЭТО ПОСТИЖЕНИЕ АКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ С ДРУГОГО КОНЦА»
По той же самой причине Валерий Конев придерживается в своей работе принципов самоуправления. Не формальных, а самых настоящих, где у ребят есть возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
– Они все делают сами, – говорит руководитель актерского курса и Нового театра. – Инициатива идет от них, они чувствуют себя хозяевами этого дела. Сейчас самая главная моя задача – не мешать. Они уже руководят, выстраивают процесс, начиная с расписания. А я слушаюсь их (улыбается).
Результаты такого подхода налицо. В этом году студенты впервые за историю курса самостоятельно, без какого-либо кураторства со стороны защитили проект на 600 тысяч рублей. На эти средства будет закуплена техника для учебного театрального зала.
–
Что Вас радует, как педагога, как режиссера?
– Успехи ребят. По прогнозам у нас почти 80-90% выпускников будут с красными дипломами. У них нет проблем с общими предметами, у них хорошо работают мозги. Они умеют организовать время и себя так, чтобы все успеть сделать. Очень жаль будет с ними расставаться.
«Я ЕСТЬ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЕСТЬ ТЫ» – ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬ СВОИМ УЧЕНИКАМ ВАЛЕРИЙ КОНЕВ
Работа как способ жить
До сентября у студентов каникулы. Малый театральный зал погружен в тишину. Чего не скажешь о Валерии Анатольевиче.
– Я люблю работать, – говорит он. – Это безумие, когда я не знаю, что делать. Вот, например, сейчас отпуск, а у меня в голове «сидит» сценическое оформление детской сказки, к которой мы со студентами приступим в сентябре. Такое состояние я называю творческостью. Это творческая деятельность без внешних заданий. Внутренняя потребность что-либо изобретать, делать. То, что называют креативностью. Мне кажется, в этом и есть залог моего успеха.
«ТВОРЧЕСКОСТЬ – ЭТО ОДУХОТВОРЕННОЕ РЕМЕСЛО»
– Как вы понимаете слово «успех»?
– Есть успех как популярность. А есть успех, когда ты чувствуешь, что выполняешь задачи, которые поставил себе, и тебе не перед кем отчитываться, кроме как перед Богом или своими ребятами. Я больше склоняюсь ко второму варианту. Мои спектакли всегда имели успех. Как актера меня помнят с 1980 года. Успех был и на радио, и на ТВ. Но я никогда не пользовался успехом в корыстных целях. Хотя, признаюсь, мне нравилось, что меня узнают.
– Вы много работаете. Сталкивались ли когда-нибудь с профессиональным выгоранием?
– Моя работа требует большой самоотдачи, но нет, с выгоранием я не сталкивался. Иногда бывает усталость. Тогда нужно что-то сменить: место, образ жизни – ненадолго. Для меня работа – это способ жить. У меня нет никакой другой жизни.
– Есть ли что-то, что Вы хотели бы воплотить в жизнь как режиссер, педагог, но еще не сделали?
– Да, есть. Тотальный спектакль, например. Это такая мечта, когда то, что происходит на сцене, завораживает и включает тебя в действие. Я никогда не ставил Шекспира. Я хочу попробовать сделать древнегреческую трагедию. Чтобы она поглощала зрителей. И, конечно, мне хочется дойти до какой-то высоты.
–
Как Вы поймете, что достигли ее?
– По зрительской реакции. Первые шаги к успеху у нас уже есть: о нашем театре заговорили в городе.